Главная страница Основные сведения Федеральное законодательство

Федеральное законодательство

Текст документа
Редакция от 01.01.1996 (текущая)

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

РАЗ’ЯСНЕНИЕ

 

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ

ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"

В РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 9 ЯНВАРЯ 1996 ГОДА

 

Государственной Думой принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", который вступил в силу 16 января 1996 года (день официального опубликования Федерального закона в "Российской газете" за 16 января 1996 года).

1. Указанный Закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения его в действие, данный Закон применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Таким образом, если правоотношения возникли до вступления указанного Закона в силу, например, договор купли-продажи был заключен 18 декабря 1995 года, а недостаток товара был обнаружен после 16 января 1996 г., т.е. у потребителя возникло право на предъявление одного из требований, предусмотренных Законом, а у продавца возникла обязанность удовлетворить такое требование потребителя, то должен применяться Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".

Следует иметь в виду, что ранее принятые Правительством Российской Федерации правила об отдельных видах договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, в также правила бытового и иных видов обслуживания (выполнения отдельных видов работ, оказания отдельных видов услуг) применяются в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года.

2. Территориальным управлениям необходимо учитывать, что в соответствии с частью второй статьи 3 Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ, положения, содержащиеся в пунктах 2 и 4 статьи 5, абзаце первом пункта 4 статьи 7 и в абзаце восьмом пункта 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", вводятся в силу со дня утверждения Правительством Российской Федерации соответствующих перечней. До утверждения Правительством Российской Федерации перечня технически сложных товаров, предусмотренного абзацем восьмым п. 1 ст. 18 Закона, в случае обнаружения потребителем в любом товаре недостатка продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны удовлетворить любое из требований, перечисленных в пункте 1 этой статьи, в том числе и требование о замене товара и расторжении договора купли-продажи.

3. Согласно преамбуле Закона потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Таким образом, Закон еще более четко выделил, что цели, для которых приобретается товар (работа, услуга), должны быть во-первых, исключительно личные (бытовые). Понятия "личные" и "бытовые" нужды в контексте новой редакции Закона могут применяться как вместе, так и самостоятельно. Товары (работы, услуги) могут приобретаться гражданином как для личных не бытовых нужд (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях), так и для бытовых, которые не всегда могут быть только личными (например, приобретение вещи, предназначенной в подарок). Приобретаемые или заказываемые товары (работы, услуги) не должны быть предназначены для извлечения прибыли, т.е. для предпринимательской деятельности.

4. В соответствии со статьей 1 Закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации. Отношения по защите прав потребителей могут регулироваться также Указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Закону и иным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей.

На основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, регулирующие отношения с участием потребителей.

5. Согласно ст. 5 Закона предусмотрено два вида срока службы. Изготовитель обязан установить срок службы товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации. На товары, предназначенные для длительного использования, не включенные в указанный перечень, изготовитель вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Таким образом, изготовитель обязан устанавливать срок службы только на те товары, которые будут включены в указанный перечень.

Вместе с тем, изготовитель заинтересован в установлении сроков службы и на товары, не включенные в указанный перечень, поскольку, если он не установит такой срок, то в соответствии с п. 3 ст. 14 и п. 5 ст. 19 Закона за вред, причиненный вследствие недостатков товара, и за наличие в товаре существенных недостатков, изготовитель будет нести ответственность в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара.

6. Статья 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" исключена, так как в Гражданском кодексе Российской Федерации в пункте 3 статьи 426 "Публичный договор" отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Таким образом, в соответствии с этой нормой любая коммерческая организация, а не только организация, занимающая доминирующее положение на рынке, обязана заключить публичный договор с каждым, кто к ней обратится.

7. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ст. 44 Закона, реализуются ими в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности ст. 19 данного Закона.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Указанными актами может быть определен соответствующий порядок выявления случаев продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, если установление этих сроков обязательно, и соответствующий порядок приостановления или прекращения продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В случае невыполнения хозяйствующим субъектом требования органа местного самоуправления, предъявленного в рамках его компетенции, последний, на основании ст. ст. 44, 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" вправе обратиться в суд с иском в защиту прав потребителей или о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. Материалы могут быть также переданы территориальным управлениям ГКАП России, другим контролирующим органам для принятия мер в рамках их компетенции.

8. В соответствии с частью 4 ст. 46 Закона в случае удовлетворения иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом) в интересах неопределенного круга потребителей или отдельного потребителя, суд принимает решение о возмещении общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, в том числе расходов по привлечению к участию в деле экспертов.

Согласно ст. 79 ГПК РСФСР судебные расходы состоят их государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. При рассмотрении любого гражданского дела и исполнении решения суда возникают определенные издержки. Статья 86 ГПК РСФСР содержит исчерпывающий их перечень и расширительному толкованию не подлежит. Так, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

1) суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам;

2) расходы, связанные с производством осмотра на месте;

3) расходы по розыску ответчика;

4) расходы, связанные с исполнением решения суда.

Таким образом, под судебными расходами не могут пониматься все расходы общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) связанные с защитой конкретного и неопределенного круга потребителей.

9. Норма, предусматривающая право потребителей на получение льгот и преимущества в сфере торговли, бытового и иных видов обслуживания, содержащаяся ранее в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" (статья 15), является предметом специального законодательства о льготах, а не законодательства о защите прав потребителей. В связи с этим указанная статья была исключена из Закона.

Отдельные категории граждан вправе требовать предоставления льгот и преимуществ на основании того закона или иного правового акта, которым такая льгота предоставляется.

 

10. Об оформлении проездных билетов на железнодорожном

транспорте

 

Приобретая билет на проезд дальнего или местного сообщения, гражданин заключает договор перевозки пассажира. Проездной документ (билет) является подтверждением заключения договора. Указанная в билете фамилия пассажира представляет собой наименование одной из сторон в договоре.

В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации формы билета устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Устав железных дорог Союза ССР (п. 123) предусматривает, что формы билетов и других проездных документов, порядок продажи их и пользования ими, срок их годности, устанавливаются Министерством путей сообщения.

Требование МПС Российской Федерации к оформлению проездных документов с указанием фамилии пассажира на основании документа, удостоверяющего личность, не противоречит законодательству о защите прав потребителей: рассматриваемый вопрос вообще не входит в сферу его регулирования. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", принятые на его основе нормативные акты устанавливают права потребителей на предоставление им услуг надлежащего качества, безопасность их жизни и здоровья, получение информации об услугах и их исполнителях и т.п. Необходимость предъявления паспорта при покупке железнодорожных билетов не является нарушением указанных прав. Указание МПС Российской Федерации от 26 мая 1995 г. N К-419-у, которым установлены названные требования, имеет самостоятельные цели: "реализация на железнодорожном транспорте законодательства об обязательном страховании пассажиров и предупреждение правонарушений, связанных с продажей билетов".

 

11. По вопросу оказания услуг автостоянок

и обеспечения сохранности автомобилей

 

Действие Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" распространяется на отношения, возникающие в связи с оказанием платной автостоянкой услуг по обеспечению сохранности автомобилей. На практике возникает вопрос о применении статьи 35 данного Закона в части возмещения двукратной стоимости украденного автомобиля.

Однако ст. 35 названного Закона устанавливает ответственность за утрату принятой от потребителя вещи исполнителя, выполняющего работу с этой вещью. Под работой понимается деятельность исполнителя, направленная на достижение определенного материального (овеществленного) результата. Что касается деятельности автостоянки по обеспечению сохранности автомобилей, то она является не работой, а услугой, так как не имеет материального результата. Таким образом, последствия, предусмотренные ст. 35 Закона, на указанную деятельность не распространяются. Исполнитель (юридическое лицо, в состав которого входит автостоянка) должен нести ответственность за сохранность транспортного средства в соответствии с нормами общего гражданского законодательства о договоре хранения и законодательством о защите прав потребителей. В соответствии со статьей 902 Гражданского Кодекса Российской Федерации убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей возмещаются хранителем в соответствии со статьей 393 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрено иное.

 

12. О договорах, ущемляющих права потребителей

 

Некоторые организации разрабатывают стандартные формы договоров купли-продажи (договор присоединения), в которые включают условия, ущемляющие прав потребителей. Так, в частности, договор, заключаемый фирмой "ЦЕПТЕР", предусматривает "пожизненную гарантию" на посуду со знаком "ZEPTER Cr/Ni 18/10". Однако такое условие договора не раскрывает содержания понятия "пожизненная гарантия", которое в значительной мере является абстрактным и требует дополнительной конкретизации в тексте договора.

Договор устанавливает обязанность фирмы в случае обнаружения изъянов в материале, функциональных или фабричных погрешностей устранить погрешности либо, если это невозможно, заменить товар на аналогичный. Данное положение противоречит Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс об административных правонарушениях" от 09.01.96 г. (далее - Закон). В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить любое из перечисленных в данном пункте требований (о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; о соразмерном уменьшении покупной цены; о замене не товар аналогичной или другой марки; о расторжении договора). Таким образом, рассматриваемый пункт договора ограничивает права потребителей по сравнению с Законом. На основании п. 1 ст. 16 Закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В договоре указано, что фирма не несет ответственности за все интерпретации презентанта, т.е. устные обещания и заявления лица, представляющего фирму, сделанные при заключении договора не порождают прав и обязанностей. Обещания и заявления презентанта следует считать информацией о фирме, товаре и за ненадлежащую информацию фирма должна нести ответственность в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

При передаче заказанной посуды фирма не предоставляет покупателям инструкцию по эксплуатации этого товара, имеющего особые свойства, и следовательно, требующего особых знаний и умений при его использовании. Это нарушает положение ст. 10 Закона, устанавливающей обязанность продавца предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, в том числе сведения об основных потребительских свойствах товара, правилах и условиях его эффективного и безопасного использования. Ст. 12 названного Закона предусмотрена ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре: если предоставление недостаточно полной информации о товаре повлекло невозможность его использования по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор, потребовать полного возмещения убытков.

 

13. Финансовые услуги.

 

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс об административных правонарушениях" от 09.01.96 г. N 2-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием гражданам-потребителям финансовых услуг, аналогично, как и Закон в ранее действующей редакции.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", а также дополнением, внесенным постановлением Пленума Верховного Суда N 6 от 25 апреля 1995 г., к отношениям, регулируемым Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", относятся, в частности, отношения, вытекающие из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных бытовых нужд потребителя-гражданина, в том числе предоставление кредита для личных бытовых нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание или консультационных услуг.

При решении вопроса о возможности применения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при разрешении спора, возникшего в связи с предоставлением гражданину финансовой услуги, суд в каждом конкретном случае должен выяснить, направлена ли такая услуга на удовлетворение личных бытовых нужд (письмо Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.95 г., N 1878-5/общ).

 

14. Страховые услуги.

 

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс об административных правонарушениях" от 09.01.96 г. N 2-ФЗ распространяется на отношения добровольного страхования личного имущества, жизни и здоровья граждан, возникающие между страховыми организациями и гражданами. В данном случае страховая организация оказывает гражданам платную услугу по обеспечению защиты их имущественных интересов. В соответствии с указанным Законом страхователь-гражданин имеет право на возмещение морального вреда, право на предоставление информации, на защиту судом прав, предусмотренных законодательством. При этом потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 15 названного Закона (в редакции от 09.01.96).

В соответствии со ст. 39 этого Закона последствия нарушения условий договора об оказании услуги, по своему характеру не подпадающего под действие главы III упомянутого Закона, определяются федеральными законами. К таковым относятся и последствия по договору о добровольном страховании личного имущества граждан. Требования к договору страхования и ответственность за его нарушение определяются специальным законодательством о страховании.

 

15. Особенности перевозки пассажиров

на поездах пригородного сообщения

 

Приобретая билет на поезд пригородного сообщения, с железной дорогой заключается договор перевозки, в соответствии с которым перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир в свою очередь обязуется уплатить установленную плату за проезд. Подтверждением заключения договора на перевозку пассажира является проездной документ (билет). В билете не указывается время отправления пригородного поезда, он действителен в течение суток. Следовательно, расписание движения поездов не является условием договора перевозки пассажира в пригородном сообщении. Расписание движения электропоездов устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно, исходя из своих производственных возможностей. При этом информация об изменении расписания движения электропоездов вывешивается на станции заблаговременно. В действиях железной дороги по изменению расписания пригородных поездов нарушений законодательства о защите прав потребителей не усматривается.

По мнению ГКАП России, территориальные управления Комитета, общественные объединения потребителей могут давать свои предложения по составлению расписания в целях улучшения периодичности движения поездов пригородного сообщения.

 

  К вопросу о контроле за качеством оказания услуги по перевозке

                 в поездах пригородного сообщения

 

Вопросы, касающиеся уборки, отопления, т.е. вопросы качества оказываемых услуг в поездах пригородного сообщения находятся в ведении МПС России. В соответствии с Указанием МПС Российской Федерации от 22.01.96 г. N 45-у, а также с требованиями "Временных санитарных правил подготовки и содержания в пути следования электропоездов пригородного сообщения" и "Правил текущего ремонта и технического обслуживания электропоездов" на отделениях железных дорог в каждом локомотивном и моторвагонном депо создаются постоянно действующие комиссии, в функции которых входит контроль за санитарно-техническим состоянием поездов пригородного сообщения.

В соответствии со статьей 42 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" контроль за качеством услуги по перевозке осуществляют федеральные органы исполнительной власти (их территориальные управления), в чью компетенцию входит осуществление контроля за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Среди этих органов Госстандарт России, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и их территориальные органы.

Вместе с тем, указанное не исключает осуществление со стороны территориальных управлений Комитета контроля за качеством услуги по перевозке пассажиров в части средних (общих) требований, предъявляемых к такой услуге, и применение в пределах своей компетенции мер воздействия. Территориальные управления вправе также проводить совместные проверки с органами, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

 

16. О сроках заявлений претензий по сезонным товарам.

 

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс об административных правонарушениях" от 09.01.96 г. N 2-ФЗ (далее - Закон) потребитель имеет право предъявить установленные ст. 18 Закона требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В случае, если гарантийный срок на товар (коим может быть и импортная обувь) не установлен, то потребитель имеет право предъявить претензию, если недостатки товаров обнаружены в течение 6 месяцев со дня передачи их потребителю.

Закон (абз. 2 п. 2 ст. 19) и Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. N 995, устанавливают, что для сезонных товаров (одежда, обувь и др. изделия) сроки заявления претензий исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Однако необходимо различать обувь сезонного и несезонного назначения.

В случаях приобретения обуви несезонного назначения гарантийные сроки исчисляются со дня продажи-покупки обуви.

На обувь сезонного назначения отечественного и импортного производства, приобретенную до наступления сезона, гарантийные сроки исчисляются с начала соответствующих сезонов, срок наступления которых определяется соответственно субъектами Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

В тех случаях, когда товар, имеющий сезонное назначение, приобретен в сезон, и в последствии в нем были обнаружены недостатки, не оговоренные продавцом, покупатель имеет право предъявить претензию по поводу проданного товара в течение установленного гарантийного срока или шести месяцев, если гарантийный срок не установлен, с момента приобретения товара.

Согласно абз. 1 ст. 17 Правил продажи меховых товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 553, при обнаружении в купленном меховом товаре недостатков, не оговоренных продавцом, покупатель имеет право в течение 6 месяцев со дня его покупки, если более длительные сроки не оговорены договором, предъявить свое требование. Срок предъявления претензии исчисляется месяцами, последовательно следующими друг за другом. В этом случае имеется в виду покупка мехового изделия в сезон.

Согласно абз. 6 п. 17 Правил при покупке меховых товаров до наступления сезона время, в течение которого покупатель может предъявить требования по поводу их недостатков, исчисляется с момента наступления соответствующего сезона.

 

17. Образовательные услуги.

 

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" Российская Федерация в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными организациями вместо обязательного минимума образовательных услуг, финансируемых за счет средств бюджета.

Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за все образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

 

18. Медицинские услуги.

 

Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" регулируются отношения по оказанию медицинских услуг медицинскими организациями и частнопрактикующими врачами в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг их работникам и членам их семей.

Отношения на оказание медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования регулируются как специальным законодательством о медицинском страховании, так и законодательством о защите прав потребителей.

В соответствии со статьей 39 указанного Закона последствия нарушения условий договора добровольного медицинского страхования по качеству, срокам, объему медицинской помощи должны определяться законодательством о страховании и договором.

Однако, учитывая, что при заключении договора добровольного медицинского страхования потребителю оказывается платная услуга в личных целях в соответствии с Законом о защите прав потребителей, потребитель имеет право на получение полной и достоверной информации об оказываемой услуге, на освобождение от уплаты госпошлины при подаче иска в свою защиту, на выбор подсудности для рассмотрения своего иска, на компенсацию морального вреда.

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не распространяется на отношения по оказанию медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

 

19. Договоры о совместной деятельности, долевом

инвестировании, бытовом подряде.

 

Договоры на строительство жилья гражданам на практике имеют название, не соответствующее содержанию договора. Часто заключаются так называемые договоры "о совместной деятельности", "долевом инвестировании" по своему содержанию являющиеся договором подряда.

Суть каждого договора определяется его содержанием, а не названием. Если по своему содержанию заключенный договор является договором подряда, а название не соответствует его содержанию, то в соответствии с п. 2 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору применяются правила, относящиеся к договору подряда.

Отношения, возникающие на основе договора подряда на строительство жилых домов, регулируются законодательством о защите прав потребителей.

 

Отличительные признаки договора о совместной деятельности.

 

1). Особенностью договора о совместной деятельности является его многосторонний характер. Участники совместной деятельности заключают взаимный договор о совместной деятельности, или иначе говоря, образуют простое товарищество. Взаимные права и обязанности возникают у каждого участника по отношению к остальным. Несмотря на упоминание в договоре других "Дольщиков" договор является двусторонним обязательством.

2). Каждый участник договора о совместной деятельности должен иметь право на участие в управлении общими делами, на долю в праве на общее имущество и на получение части прибыли.

3). Имущественные взносы участников составляют объект их общей долевой собственности. В нее, кроме того, поступает и имущество, созданное или приобретенное участниками в результате совместной деятельности, включая полученные доходы. Эти отношения регулируются нормами о праве долевой собственности (включая право преимущественной покупки доли, продаваемой участником.

Роль отношений общей собственности состоит в организации совместной деятельности участников по достижению общей цели. Долевая собственность составляет лишь необходимую имущественную базу такой деятельности. Между тем, взнос гражданина предназначен только для "финансирования строительства" конкретной квартиры.

4). По взаимному соглашению участники могут возложить руководство их совместной деятельностью на одного из них. Положение участника, которому поручено ведение общих дел должно быть оформлено доверенностью, выдаваемой остальными участниками договора.

 

Отличительные признаки договора о долевом инвестировании

 

В так называемых договорах о долевом инвестировании в роли заказчика выступает гражданин, который обязан перечислить определенную сумму, а затем принять оплаченную квартиру.

Однако, в понимании Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" заказчиком является лицо, уполномоченное инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона инвестициями называются средства, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода). Жилое помещение (квартира) объектом предпринимательской деятельности не является, цели извлечения прибыли, как правило, участники таких договоров не имеют.

Таким образом, утверждение о том, что такой договор является инвестиционным не имеет под собой достаточных оснований.

Подобные договоры часто содержат основные условия договора подряда и подпадают под действие Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

 

Отличительные признаки договора строительного подряда.

 

По договору строительного подряда одна сторона (подрядчик) обязуется в установленный договором срок построить по заданию другой стороны (гражданина-заказчика) квартиру, жилой дом или иной определенный объект, либо выполнить для заказчика иные строительные работы, а гражданин-заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять квартиру (жилой дом и т.д.) и уплатить обусловленную договором цену.

 

20. По вопросу о прекращении подачи тепло- и

электроэнергии населению.

 

В ряде регионов страны имеет место нарушение прав потребителей, выразившееся в прекращении подачи тепло- и электроэнергии.

Согласно ст. 310 ГК Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. В настоящее время прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов предусмотрено только для объектов, определенных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.04.94 г. N 307 "О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за своевременное проведение расчетов за топливно-энергетические ресурсы" и от 27.07.95 г. N 760 "О некоторых мерах по стабилизации тарифов на электроэнергию". Население, объекты социального и культурно-бытового назначения относятся к объектам, не подлежащим отключению в безусловном порядке при задолженности по оплате энергетическим предприятием. А объекты, определенные сверх этого энергетическими комиссиями и включенные в специальные перечни, могут быть отключены в безусловном порядке.

Телеграммой Министра топлива и энергетики со ссылкой на вышеуказанные постановления Правительства Российской Федерации, энергетическим предприятиям было дано указание не ограничивать перечень отключаемых объектов при задолженности по оплате свыше 30 дней, включая население.

Законодательство о защите прав потребителей обеспечивает правовые гарантии для потребителей-граждан в их отношениях в хозяйствующими субъектами. Договоры на подачу энергии для населения, заключаются, как правило, между топливно-энергетическими и жилищно-коммунальными предприятиями. Спор об оплате должен решаться между этими предприятиями в соответствии с действующим общим гражданским законодательством. В свою очередь, жилищно-коммунальные предприятия могут в судебном порядке требовать оплаты задолженностей на подачу тепловой энергии граждан-потребителей.

ГКАП России считает, что указанная телеграмма Министерства топлива и энергетики, разрешающая отключение тепловой энергии для объектов социальной сферы и населения, не соответствует требованиям законодательства о защите прав потребителей. В связи с этим ГКАП России обратился в Министерство топлива и энергетики Российской Федерации о необходимости прекращения нарушений прав потребителей.

В некоторых регионах решениями местных администраций разрешается отключение энергоснабжения населению. По мнению ГКАП России территориальные управления Комитета могут просить прокурора республики, области, края, района, города принести протест на указанные решения местных администраций.

 

 

[отформатировано: 17.12.96 корректор НЦПИ - Булыгина А.В.]